Размер шрифта: А А А
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения: Выкл Ч/б Цвет
Настройка:
Межбуквенное расстояние: Стандартное Увеличенное Большое
Вернуть стандартные настройки
Выйти из режима для слабовидящих
Закрыть
+375 17 203 08 28info@otsz.by
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:

Название журнала для выборки

Скачать ознакомительный номер «Охрана труда и социальная защита»

Интервью с Игорем Стригой, или Сила проявляется там, где трудно

16 Февраля 2016

Как правило, человек способен наиболее ярко реализоваться только в одной сфере, куда направит максимум своей энергии. Энергии у нашего героя хватает, чтобы становиться лучшим во всем, за что он берется. К своим 44 годам Игорь Стрига успел возглавить ООО «Гипермаркет услуг 124» и получить награду профессионального конкурса «Брэнд года – 2014» в категории «Лучший работодатель, стать капитаном сборной Беларуси по баскетболу на колясках, завоевать звание многократного чемпиона Беларуси в данном виде спорта, стать многодетным отцом и единожды – дедушкой, объездить несколько континентов, заняться благотворительностью и вдохновить множество людей, ставших инвалидами, жить активно и ярко. Сложно поверить, но практически всего он достиг, будучи уже более 20 лет инвалидом-колясочником.

Появление Игоря сотрясает пространство: он вихрем возникает в коридоре, бодро приветствуя и ненадолго задерживаясь около каждого сотрудника. Солнечной улыбкой он встречает и меня. Мужчина в джинсах ловко «перелетает» из своей коляски в огромное кожаное кресло директора.

Обращаю внимание на фотографии на столе.

– Это мои малыши – Соня и Стёпа, им по восемь месяцев, весят 8500 (беседа состоялась в октябре 2015 г., – прим. ред.). Еще у меня есть взрослая дочь от первого брака и внучка. Я уже в четвертом браке, с нынешней супругой мы 10 лет вместе. Родители живы-здоровы – сейчас вообще у меня все хорошо, – сияет собеседник.

– Но была и невеселая страничка в Вашей жизни…

– После армии я занялся бизнесом, у меня неплохо получалось. Женился, родилась дочь, но в 1994 году в ДТП я получил серьезную травму позвоночника. Врачи говорили, что я, возможно, даже не смогу нормально сидеть в коляске, – внезапно меняется в лице Игорь и начинает перебирать пальцами. – С женой мы развелись. Год серьезной реабилитации, затем еще два года неопределенности...

На протяжении трех лет молодой парень отказывался приобретать коляску, упрямо боролся за свое здоровье и, вопреки словам врачей, верил, что опять сможет ходить.

– Были минуты отчаяния, – признается Игорь. – Но я не люблю себя жалеть. Пришлось научиться ездить на коляске, преодолевать бордюры, лестницы, купить автомобиль с ручным управлением. Еще пару раз я женился, но длительные отношения не складывались, пока я не встретил Таню. Она была волонтером на одном из сборов по активной реабилитации. Мы с ней до сих пор вместе. С 1996 года я снова стал заниматься бизнесом. Все шло неплохо, пока индивидуальным предпринимателям не запретили использовать наемный труд (за исключением найма близких родственников). Одному на коляске делать закупку, продажу товара, вести бухгалтерию стало сложно. Я распродал торговые точки и стал искать работу. С 1997 года я занимался активной реабилитацей, обучая инвалидов технике езды на коляске. За 10 лет через мои руки прошло много хороших, успешных личностей, в числе которых нынешние паралимпийские чемпионы, призеры международных чемпионатов, в том числе и мира. С 2006 года устроился реабилитологом на минский протезный завод (РУП «БПОВЦ», – прим. ред.), где продолжил обучение инвалидов технике езды. Позже мне подсказали, что есть солидная организация, которая берет на работу людей с инвалидностью. Так я устроился диспетчером в «Гипермаркет услуг 124». Через неделю меня назначили начальником сектора, который состоял из инвалидов, т.к. я долгое время занимался реабилитацией, имел авторитет и необходимый опыт общения с такими людьми. Сейчас я являюсь директором этой организации.

– Вы стали инициатором социальной направленности «Гипермаркета услуг 124»: более 70% работников – инвалиды с различными диагнозами. Каким образом работает организация?

– Это аутсорсинговый контакт-центр, который выполняет различные задачи. Услуга «124» – это лишь один из многих наших проектов, в рамках которого мы помогаем решать различные бытовые задачи. Мы сотрудничаем с «Белгосстрахом», интернет-магазинами, организациями, обслуживающими домофонные системы и многими другими компаниями. Сегодня услуги аутсорсингового контакт-центра довольно популярны, и число наших клиентов постоянно растет. Я борюсь за интеграцию людей с ограниченными возможностями в общество. Именно поэтому мы создали 22 инклюзивных рабочих места, на которых трудятся как инвалиды, так и здоровые люди.

– Какие требования Вы предъявляете к кандидатам на вакансию диспетчера?

– Хотя бы минимальное знание компьютера, обязательна грамотная, без нарушений речь. Иногородним и тем, кто не может добираться в офис, мы организуем рабочие места на дому: современные технологии позволяют работать удаленно. Наше предприятие предоставляет все необходимое оборудование для создания рабочего места дома и обучает компьютерной грамотности и профессиональным программам контакт-центра. У нас работают люди со всей республики, и есть даже один человек с хутора, где нет почты. Главное, чтобы был интернет.

– Чем привлекателен «Гипермаркет услуг 124» для соискателей-инвалидов?

– Ребята, даже если работают на дому, не остаются одни – они постоянно общаются с клиентами и между собой. К нам часто приходят новички, которые думают, что работать здесь особо не придется, а денежка будет капать. Это не так, у нас нужно стараться наравне с остальными сотрудниками. Я считаю, что это и есть адаптация в социум. Ребята, которые никогда не работали, узнают, что это значит.

Мы делаем хорошее дело. За год можно научить человека чему угодно. С бывшими работниками мы созваниваемся, отслеживаем их судьбу, а новичкам объясняем, что все зависит только от них. Мы конкурентоспособны и зарабатываем сами на себя, пусть и немного. У нас нет зарплаты в конвертах, мы предоставляем хороший соцпакет, а слова «корпоративная социальная ответственность» для нас не пустые.

Хороший диспетчер и специалист по работе с клиентами зарабатывает около 6 млн. Для инвалида на коляске, я считаю, это неплохая зарплата. Некоторые сотрудники находят более высокооплачиваемые вакансии и уходят. Я за них искренне рад, как рад и тому, что наша организация готовит востребованные кадры. Чем лучше человек работает, тем больше он стоит на рынке труда. Мы направляем своих работников на обучение к профессиональным коучерам, что сразу делает их ценнее на рынке. Вне зависимости от того, инвалид человек или нет, он в первую очередь рассматривается как специалист.

Я считаю, что работа – это окончательная стадия реабилитации. Когда человеку есть что тратить, он может сходить в театр, кино, на выставку, съездить в Турцию, найти множество поводов познакомиться с интересными людьми, сделать ремонт… Так постепенно начинаешь чувствовать вкус к жизни, и это здорово. Некоторые люди со II, III группой инвалидности почему-то уверены, что их никто не возьмет на работу, что они никому не нужны. Есть и такие, у которых развита иждивенческая позиция: они почему-то думают, что все им что-то должны. Я почти все время работал  на себя и не был ни от кого зависим, поэтому мне было проще вернуться к жизни.

– Вы любите путешествовать?

– Очень. Я объездил всю Европу. В прошлом году мне повезло – я первый раз съездил в Америку, прокатился по всему Вермонту (один из штатов на северо-востоке США, – прим. ред.), был в Бостоне, Нью-Йорке, познакомился с огромным количеством людей. Такая возможность мне выпала благодаря проекту USAID и его программе профессионально-культурного обмена «Корпоративная социальная ответственность». Я вошел в десятку счастливчиков. Мы спали по 5–6 часов, а все остальное время тратили на обучение, экскурсии и новые знакомства.

– Легко ли Вам путешествовать – я имею ввиду безбарьерную среду за границей?

– Недавно был в Барселоне с друзьями – мы устроили себе мальчишник на 2 недели. Море, солнце, красивые люди…

– Вы плаваете? (перебиваю)

– Причем очень хорошо! Так вот, мы поселились в старой части города. На фотографиях я видел, что там брусчатка, узенькие улочки. Я слегка переживал, но, начиная с аэропорта, не было вообще никаких проблем. В Европе и Америке про проблему безбарьерной среды давно уже забыли – не к чему и придраться. Когда случилась авария, я жил в обычной пятиэтажке без лифта. Мне пришлось поменять квартиру, чтобы поселиться на первом этаже. Там нет доступности и специальных приспособлений. Я каждый день езжу семь ступенек вверх и столько же вниз: погулял с собакой, сбегал в магазин, уехал-приехал с работы...

– Как можно взобраться наверх по лестнице на коляске?

– Я долгое время обучал этому людей. Надеюсь, и в лет 60 мне будет несложно преодолеть 7 ступенек. Про белорусскую «безбарьерку» не могу сказать ничего хорошего. Это дело общественных организаций, которыми руководят замечательные ребята, я их всех знаю. Куда смотрят архитекторы? Куда смотрят люди, которые должны за это отвечать? Едешь по проспекту в Минске, видишь красивый пандус. Заезжаешь на него, а дверь открывается на себя, значит нужно опять съехать с пандуса, чтобы открыть дверь. Если дверь установлена правильно, то за ней часто оказывается еще несколько ступенек вниз. Подъезжаешь к гипермаркету, а на твоем месте лексус стоит. Никакой культуры. Ребята в социальных сетях выкладывают фотографии в сообщество «Против хамства на стоянках», отправляют их в ГАИ, но до сих пор сдвигов нет. За границей никто не стоит на твоем месте, потому что штраф €100. И никто не сидит в засаде, а просто первый прохожий звонит в полицию и нарушителя немедленно штрафуют. На стоянках все забито, но места для инвалидов там всегда свободны! Осталось дождаться, когда у нас в вопросах безбарьерной среды будет так, как в Америке.

Полную версию интервью читайте в № 12, 2015, с.77–80.

 

Л.С. Красницкая, otsz.by

 

Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения редакции журнала

 

Все новости