Реставрация архивных материалов в Беларуси: новая жизнь старых документов
12 Августа 2015

В недавнем прошлом условия работы в учреждении не выдерживали никакой критики: зарплата 2,5 млн, темные помещения, не видевшие ремонта с 1962 года, бумажная пыль, едкий запах формалина.
Сегодня ситуация кардинально изменилась. По словам главного инженера А.А. Груши, ответственного за организацию охраны труда, для нового директора В.Л. Клюйко забота о людях находится в центре внимания: зарплата сотрудников за полгода выросла почти в два раза, проводится капитальный ремонт здания, в учреждении появился кабинет охраны труда. Рабочие места, а также санузлы и другие места общего пользования стали гораздо комфортнее.
– Благодаря выделенным в этом году бюджетным средствам, а также средствам, заработанным за счет оказания платных услуг, нам удалось сделать условия труда более привлекательными и удержать в штате ценных специалистов, – отметил В.Л. Клюйко.
Немаловажными в вопросе организации достойных условий оказались смекалка и золотые руки главного инженера.
– Приведение рабочих мест в порядок не потребовало больших затрат, – добавил А.А. Груша. – Все, что мы могли, сделали своими силами. Идемте, сами увидите.
Первым делом мы отправились в кабинет охраны труда. Его создание не было обязательным для данного учреждения, но Александр Адамович настоял на его необходимости. Здесь при помощи других работников он оформил выставку средств индивидуальной защиты, вырезал и повесил плакаты для проведения необходимых инструктажей.
В лаборатории обеспечивают сохранность архивных документов благодаря следующим операциям:
? дезинфекция и дезинсекция бумажных материалов;
? реставрация и консервация;
? изготовление цифровых и микрофотокопий;
? переплет архивных документов.
Экскурсия по лаборатории началась на участке дезинфекции и дезинсекции, где потрепанные временем документы, поврежденные микроорганизмами, влагой, а иногда и огнем, начинают долгое путешествие в новую жизнь.
Участок занимает четыре небольших помещения, в которых работают специальные вытяжки. В самой токсичной комнате с формалиновой камерой, напоминающей большой сейф, реставратор Т.Н. Сумина бывает редко. Ее задача – приготовить согласно технологии раствор антисептика, загрузить пораженные грибком документы в формалиновую камеру и включить ее. Через 3 часа она запускает вентиляцию, а затем перемещает дела в другое помещение для дальнейшего проветривания.
Большую часть времени Тамара Николаевна проводит в медицинской маске в самой большой комнате за специально оборудованным рабочим столом, вручную удаляя остатки пыли и грибка с бумажных листов. Здесь ощущается специфический аромат старой бумаги, а легкий химический запах появляется лишь когда ватный тампон смачивается спиртовым раствором нипагина.
– Профессия дезинфектора не считается работой с вредными условиями труда, – поясняет А.А. Груша. – Но раньше рабочий стол реставратора, производящего дезинфекцию документов, был плохо освещен и находился в соседнем с формалиновой камерой тесном помещении. Тамаре Николаевне приходилось дышать парами формалина. Директор поддержал меня, когда я предложил перенести рабочий стол подальше от дезкамеры, в пустующее помещение. Лампу подсветки, которая раньше висела на стене, разместили на вытяжке, чтобы рабочий стол хорошо освещался, а свет не бил в глаза. Такие простые приемы значительно облегчили труд человека и практически не потребовали затрат.
А вот рабочее место Тамары Николаевны год назад:
Т.Н. Сумина работает в лаборатории более 30 лет. На мой вопрос о том, не возникало ли желания сменить профессию, она, немного удивившись, ответила:
– У меня даже мысли такой не появлялось! Меня особенно вдохновляет осознание того, что я занимаюсь созиданием. За все время существования лаборатории у нас не было ни единой странички брака: мы все сохранили!
После первого этапа обработки материалы поступают в отдел реставрации, консервации и гигиены хранения документов, где к каждой странице подход индивидуальный. Реставратор визуально оценивает физическое состояние листа, проверяет стойкость текста к воздействию воды, производит очистку листа от старого клея и удаление прежних наклеек, промывку листа водой с различными добавлениями и в дистиллированной воде на сетке, подбор и монтаж листа из отдельных фрагментов. Кроме того, выполняется нарезка и подбор бумаги необходимого размера для восполнения утраченных частей листа по волокну, толщине, цвету и т.д., дополнение недостающих элементов, посадка листа на новое основание, укрепление реставрационной бумагой с двух сторон, наращивание корешка или соединение в тетради, сушка, прессование, подрезка излишков листа по краям.
Специалисты восстанавливают даже клочки бумаги, почти превратившиеся в пыль. Работа реставраторов кропотливая и ответственная, выполнять ее в перчатках очень сложно, поэтому руки мастериц весь день находятся в клее и воде, а основными инструментами являются кисточка и скальпель.
В лаборатории также занимаются восстановлением газет, карт, плакатов, чертежей и других документов на бумажных носителях преимущественно XIX – начала XX века. Реставраторы отмечают, что чем старше бумага, тем проще с ней работать из-за разных способов ее производства. Чернила и краски начала XIX века прекрасно сохраняются. Получившие второе рождение листы сшивают в идеально ровные блоки и передают для дальнейшей работы на переплет. По словам сотрудниц лаборатории, иногда объем старинных актовых книг судебных учреждений ХV–ХVIII веков доходит до 3 000 листов (толщина около метра).
Процесс сшивания листов, изготовления обложек и форзацев исключительно ручной. Используемое оборудование в кабинете – резаки и чугунные прессы.
В отделе микрофильмирования фотографируют архивные документы, сканируют описи дел, обрабатывают, проверяют отснятый материал и готовят для передачи в архивные учреждения.
Снимают традиционно на пленку, т.к. микрофотокопии отображают конкретный документ и надежно сохраняют его оригинальный внешний вид. Привести микрофильмы в негодность значительно сложнее, чем цифровые носители. Информация в случае утраты документов может быть эквивалентно восполнена только при наличии заранее изготовленных и надежно хранящихся микрофотокопий, чем и занимается лаборатория по созданию страхового фонда архивных документов.
Стоит отметить, что каждый сотрудник здесь на вес золота: ни одно учебное заведение не готовит таких узкоспециализированных кадров. На обучение одного профессионала при лаборатории уходят годы, т.к. реставратор не имеет права на ошибку: в его руках история. Документы Национального архивного фонда Республики Беларусь являются не только составной частью историко-документального наследия, но и важнейшим информационным ресурсом государства и общества.
Л.С. КРАСНИЦКАЯ, otsz.by
Все новости
Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения редакции журнала