Размер шрифта: А А А
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения: Выкл Ч/б Цвет
Настройка:
Межбуквенное расстояние: Стандартное Увеличенное Большое
Вернуть стандартные настройки
Выйти из режима для слабовидящих
Закрыть
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:

Название журнала для выборки

ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИИ:
+375 17 203 19 97
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА:
info@otsz.by
Скачать ознакомительный номер «Охрана труда и социальная защита»

В фокусе внимания — улучшение жизни

04 Марта 2021

Перед заседанием коллегии по итогам 2020 г. Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь И.А. Костевич рассказала представителям прессы, по каким главным направлениям будет работать министерство и подведомственные ему структуры в ближайшее время и в новой пятилетке.

Министр прежде всего отметила самоотверженность работников системы, которые в условиях сложной эпидемиологической ситуации напряженно трудились в домах-интернатах, в том числе вахтовым методом, оберегая граждан от заражения коронавирусной инфекцией.

Также И.А. Костевич напомнила, что в Трудовом кодексе законодательно были закреплены такие важные новации, как дистанционная занятость и временный перевод работника на другую работу с его согласия на срок до шести месяцев в году. В условиях пандемии коронавируса гибкие формы занятости позволили нанимателям решать многие острые вопросы социально-экономической направленности.

Помогли и внесенные изменения в Указ Главы государства №143 «О поддержке экономики», принятые в конце 2020 г. Так, изменился порядок объявления простоя, появилась такая норма, как три дня отдыха для работника без подтверждающих документов в случае его болезненного состояния.

Пандемией было обусловлено и принятие Указа №178, направленного на поддержку коллективов и отдельных граждан. Указ предусматривает доплату из бюджета до минимальной зарплаты и усиление государственной адресной социальной помощи людям, у которых среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. Благодаря принятию данного документа почти 55 тыс. человек получили финансовую поддержку на общую сумму 8 млн. рублей.

В нынешнем году предусмотрено формирование пакета документов и корректировка Трудового кодекса с предварительным обсуждением всех предложений, поступивших в адрес министерства. Основные из запланированных новаций –определение смешанного режима работы, в офисе и удаленно, а также расширение социально-трудовых гарантий для родителей, воспитывающих детей.

В текущем году также начнется разработка проекта нового закона – «Об объединениях нанимателей» — уже сформирована рабочая группа. Генеральное соглашение в Беларуси действует между тремя партнерами: правительство, наниматели, профсоюзы, но если деятельность профсоюзов регламентирована законодательно, то нанимателей –  нет.

Министр также обратила внимание, что в 2021 г. истекает срок действия текущего Генерального соглашения и предстоит подготовить новое, которое будет действовать до 2024 г.

Зарплата — еще одно важное направление деятельности Минтруда и соцзащиты. В номинальном выражении она выросла за пятилетку в 1,9 раза, в том числе в бюджетной сфере. По словам И.А. Костевич, в реальном выражении зарплата в бюджетников вырастет в среднем в 1,3 раза.

На новую пятилетку доведены новые параметры для следующих категорий работников: врачи и профессорско-преподавательский состав должны получать 150% средней зарплаты по стране, учителя – почти 106%, работники физической культуры и спорта – 105%, педагогические работники – 100%, средний медперсонал – 90%, работники социальной защиты, культуры – 80%.

Как было отмечено на коллегии, уровень безработицы снизился по итогам 2020 г. до 4%, а уровень занятости составил 83%. Органы занятости продолжат работать с гражданами: как с активными безработными, так и пассивными. За прошлую пятилетку удалось трудоустроить более 740 тыс. человек, профподготовку прошли около 40 тыс. безработных, более 9 тыс. получили финансовую поддержку для открытия своего дела.

Часть граждан приходит в службу занятости, часть находит работу самостоятельно, благодаря общереспубликанскому банку вакансий, который сейчас аккумулирует 74 тыс. вакансий.

Как заметила И.А. Костевич, предстоит задействовать механизмы, которые будут стимулировать человека к работе, в том числе тех, кто десятилетиями занят в теневом бизнесе. Задача Минтруда и соцзащиты легализовать их трудовую деятельность, объяснив будущие пенсионные гарантии.

Что касается непосредственно охраны труда, то положение здесь неоднозначное. С одной стороны, за 5 лет на 20,6% уменьшилось количество работников с вредными и опасными условиями труда, благодаря принятым мерам уровень производственного травматизма за последнюю пятилетку снизился более чем на 10%. Но при этом производственный травматизм со смертельным исходом не уменьшился. Поэтому приоритетное направление в деятельности органов по охране труда — снижение уровня производственного травматизма, в том числе и с тяжелым исходом. По заключению Министра, здоровые кадры – это основа экономического потенциала страны.

Пенсионное обеспечение — еще одно приоритетное направление. На 2021 г. на выплату пенсий запланировано почти 15 млрд. рублей (это около 9% ВВП). Это нагрузка большая – с учетом того, что получателями из него являются 27% граждан страны. В феврале, по словам Ирины Костевич, средний размер пенсии составил 513 руб. Хотя не получилось достичь соотношения размера средней пенсии к размеру средней зарплаты в 40%, в течение пятилетки показатель приближался к этому значению. Аналогичная задача на новую пятилетку не снимается.

Параллельно будут приниматься меры, чтобы большее распространение получило добровольное накопительное пенсионное страхование при сохранении солидарной системы. Уже подготовлен проект указа для запуска работы по развитию многоуровневой пенсионной системы – это так называемая программа "3+3". Программа предполагает, что при добровольной уплате работником взноса на накопительную пенсию свою часть взноса – из обязательного 28-процентного тарифа – перечислит и его наниматель.

В 2020 году в Беларуси принята Национальная стратегия «Активное долголетие – 2030», которая позволит не только смягчить последствия старения населения, но и использовать потенциал пожилых граждан. Будут созданы условия для  продолжительной трудовой жизни через реализацию принципа «образование через всю жизнь», развитие медико-социальной и гериатрической помощи, социального обслуживания.Серьезные изменения претерпит Закон «О социальном обслуживании», в котором предусмотрены новые  подходы по определению нуждаемости, вовлечение в оказание социальных услуг частного сектора.

Ю. А. Бествицкий, otsz.by

Все новости
Опрос
– Работнику установлен режим неполного рабочего времени с 9:00 до 11:20; с 10:00 до 10:20 – время обеденного перерыва.
Режим работы, применяемый у нанимателя согласно правилам внутреннего трудового распорядка, – с 9:00 до 18:00.
Считается ли работа по просьбе нанимателя с 16:30 до 18:00 сверхурочной, и как ее оплатить?

Отвечает Ольга Васильевна СБИТНЕВА, заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь:

– Нет, работа, выполненная работником, которому установлено неполное рабочее время, сверх установленной продолжительности рабочего времени в пределах полного рабочего дня, не будет считаться сверхурочной.
Согласно ч. 2 ст. 119 Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК) работа, выполненная работниками с неполным рабочим временем сверх установленной продолжительности рабочего времени, не признается сверхурочной.
В случае выполнения работником, которому установлен неполный рабочий день, работы сверх установленной продолжительности рабочего времени оплате подлежит фактически отработанное время без применения норм ст. 69 ТК.

Ответы на другие вопросы читайте в № 3, 2024 журнала «Охрана труда и социальная защита».