Размер шрифта: А А А
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения: Выкл Ч/б Цвет
Настройка:
Межбуквенное расстояние: Стандартное Увеличенное Большое
Вернуть стандартные настройки
Выйти из режима для слабовидящих
Закрыть
ИНДЕКС ДЛЯ ПОДПИСКИ 748052
Выберите номер:

Название журнала для выборки

ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИИ:
8 (017) 203-19-97
Скачать ознакомительный номер «Охрана труда и социальная защита»

Онлайн-конференция по вопросам охраны труда

06 Сентября 2019

В рамках Единого дня безопасности на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь состоялась онлайн-конференция на тему «Практическое применение законодательства об охране труда».

На вопросы, касающиеся применения норм законодательства об охране труда, порядка предоставления работникам компенсаций по условиям труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, ответили: 

Старовойтов Игорь Григорьевич

Старовойтов Игорь Григорьевич

Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

Сидорович Виктор Иванович

Сидорович Виктор Иванович

Директор Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

 

 

 

 

 

Каменецкая Ирина Николаевна

Каменецкая Ирина Николаевна

Заместитель начальника управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

В. М. Кот, г. Иваново: Могут ли руководители и специалисты самостоятельно управлять служебными автомобилями? Если могут, то как правильно организовать эту работу?

 

А. О. Вовк, г. Гомель: Здравствуйте. Прошу разъяснить действия организации при допуске офисных работников к вождению служебных автомобилей. Нужна ли стажировка, проверка знаний, инструктажи для таких работников? Или достаточно того, что у них имеются права на вождение автомобиля?

 

И. Г. Старовойтов: Согласно подпункту 2.8 пункта 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 (далее – Правила), водитель – физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Работники (руководители и специалисты), использующие служебный автомобиль для служебных целей или осуществления своих должностных обязанностей, соответственно, осуществляют управление транспортным средством как водители. Поэтому наряду с водительским удостоверением и талоном предупреждений такие работники при себе должны иметь медицинскую справку установленной формы о годности к управлению транспортным средством и иные документы на автомобиль.

Локальным правовым актом (приказом) должен быть установлен перечень работников, которые могут использовать служебный автомобиль.

В данном случае на работника распространяется норма пункта 44 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее – Инструкция), согласно которой специалисты, выполняющие работы по профессиям рабочих, проходят инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с главой 2 Инструкции.

В соответствии с пунктом 208 Правил должностным и иным лицам транспортных и других организаций, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать их к участию в дорожном движении и допускать водителей к управлению транспортными средствами с нарушением требований, установленных Правилами и иными актами законодательства.

Учитывая норму части второй статьи 34 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении», в целях обеспечения безопасности дорожного движения в вашей организации необходимо организовать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на ведение которой не требуется специального разрешения (лицензии), определен Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 9 июля 2013 г. № 25/28.

Учитывая, что сотрудники используют служебные автомобили для служебных целей, считаем, что в этих случаях должен выдаваться путевой лист, фактически подтверждающий право на управление служебным автомобилем, с отметкой о прохождении приборного контроля.

 

Т. Н. Ратникова, г. Могилев: 1. В соответствии с Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих наниматель должен направить работника на внеочередной медосмотр при изменении условий труда. В Законе Республики Беларусь «Об охране труда» дано определение условий труда как совокупность факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности. Ситуация из практики: фрезеровщик 4-го разряда направляется нанимателем на переподготовку по профессии «токарь-расточник» в другой цех. Медкомиссию по профессии «фрезеровщик» работник прошел в текущем году. Вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса и класс условий труда у фрезеровщика и токаря-расточника в этом цехе одинаковы. Вопрос: необходимо ли направлять работника на внеочередной медосмотр по профессии «токарь-расточник»? 2. Наниматель направляет работника на медосмотр в учреждение здравоохранения для определения годности к работе по конкретной профессии с определенными вредными и (или) опасными факторами производственной среды, показателями тяжести и напряженности трудового процесса (указываются в направлении на медосмотр). Учреждение здравоохранения выдает работнику справку с заключением «Годен работать по такой-то профессии», перечисляет факторы вредности (пункты по приложению 1 к этой Инструкции) и затем дописывает: «кроме таких-то факторов вредности». Т. е. получается, что «работник ограниченно годен». Как трактовать такую формулировку? Годен работник или не годен? Ведь в направлении на медосмотр наниматель указал те факторы вредности, которые установлены в организации для конкретного рабочего мета по результатам комплексной гигиенической оценки условий труда. И если их возможно было бы исключить, их бы исключили и не вписывали в направление на медосмотр. Что делать нанимателю в этом случае?

 

И. Н. Каменецкая: Пунктом 9 Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. № 47 (далее – Инструкция), установлено, что предварительный медицинский осмотр лиц, поступающих на работу, осуществляется по направлению работодателя, в котором указываются производство, профессия, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с графой 2 приложений 1–3 к Инструкции.

Для проведения периодических медосмотров работающих по трудовым договорам наниматель ежегодно составляет список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам.

Периодические медосмотры работников, не включенных в вышеуказанный список профессий, осуществляются на основании направления нанимателя в организацию здравоохранения (пункт 16 Инструкции).

Согласно нормам статьи 228 Трудового кодекса Республики Беларусь и статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель обязан организовать в том числе проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе.

Наниматель обязан организовать проведение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке.

Таким образом, при приеме работника на работу в качестве токаря-расточника, наниматель обязан направить его в организацию здравоохранения для прохождения предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра по профессии «токарь-расточник», несмотря на то что этот работник проходил медосмотр по профессии «фрезеровщик».

 

В. В. Ермак, г. Сморгонь: Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. №210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» утверждены Положение о комиссии республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, для проверки знаний по вопросам охраны труда; Положение о комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда; Положение о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда. Организация подчинена Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь, и комиссия организации проходит проверку знаний в комиссии МАиС. Вопрос: может ли в данном случае комиссия местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний проверять работу комиссии нашей организации и давать рекомендации?

 

И. Г. Старовойтов: Положение о комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 210 (далее – Положение), устанавливает порядок создания и деятельности комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда (далее – комиссия местного исполнительного и распорядительного органа).

В соответствии с подпунктом 7.3 пункта 7 Положения комиссия в целях выполнения возложенных задач проверяет работу комиссий для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда организаций (далее – комиссия организации), принимает меры по устранению выявленных нарушений.

Статьей 10 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда» установлены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в части государственного управления охраной труда на территориальном уровне.

Принимая во внимание изложенное, комиссия местного исполнительного и распорядительного органа может проверять комиссию организации, расположенной на подведомственной ему территории, давать рекомендации по устранению выявленных нарушений.

 

Ю. И. Жариков, г. Минск: Добрый день. Скажите пожалуйста, могу ли я устроиться специалистом по охране труда, если у меня высшее образование, но не техническое?

 

И. Г. Старовойтов: В организациях для реализации функций специалиста по охране труда с учетом Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1, вводится должность «инженер по охране труда». Одним из квалификационных требований, установленных квалификационной характеристикой для этой должности согласно выпуску 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденному постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159, является наличие высшего профессионального (технического) образования.

В республике подготовка специалистов по охране труда осуществляется при получении первого высшего образования в учреждении высшего образования (учреждение образования «Белорусский государственный аграрный технический университет») и учреждениях дополнительного образования взрослых, реализующих образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование (институты повышения квалификации и переподготовки). В настоящее время переподготовка по специальности «специалист по охране труда» на базе высшего образования организована в 15 учреждениях образования. Перечень учреждений образования, осуществляющих переподготовку по специальности «Охрана труда», размещен на официальном сайте Минтруда и соцзащиты в рубрике «Деятельность» – «Охрана труда» – «Учреждения образования, осуществляющие переподготовку по специальности «Охрана труда». Таким образом, наниматель может принять на работу на должность инженера по охране труда лицо, не имеющее техническое образование, прошедшее переподготовку по специальности «специалист по охране труда».

 

Н. И. Макаревич, г. Жлобин: Возможно ли проводить только ежемесячный и ежеквартальный контроль за состоянием охраны труда в организации?

 

В. И. Сидорович: Целью контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации является предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Цель, задачи, основные виды контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации определены в Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159 (далее – Типовая инструкция).

В соответствии с пунктом 8 Типовой инструкции полномочия и ответственность руководителей и специалистов организации по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда определяются их должностными инструкциями.

При разработке должностных инструкций обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда распределяются между руководителями и специалистами с учетом их трудовых функций, роли и места в системе управления охраной труда организации. Согласно норме пункта 13 Типовой инструкции периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), в зависимости от деятельности и структуры организации может проводиться ежедневно, ежемесячно и ежеквартально.

В соответствии с пунктом 32 Типовой инструкции наниматель в зависимости от характера своей деятельности может устанавливать другие виды контроля.

Вместе с тем в случае, если организация осуществляет производственную деятельность, то в целях предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний целесообразно в организации проводить все виды контроля (ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный).

 

В. А. Адамович, Минская область: Можно ли в качестве указанных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам «головных уборов» выдавать работникам бейсболки?

 

И. Н. Каменецкая: Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация» средства индивидуальной защиты головы подразделяются на следующие виды: каски защитные; шлемы, подшлемники; шапки, береты, шляпы, колпаки, косынки, накомарники.

Бейсболки по своему назначению являются спортивными шапочками с козырьком для защиты от солнца.

Если в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам не указаны защитные свойства «головных уборов», то, полагаем, они предназначены не для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а для предотвращения попадания волос работника на продукцию, ограничения их попадания в опасную зону или в глаза работнику, что может привести к снижению поля зрения и, как следствие, к ухудшению качества работ или возможному травмированию работника.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что целесообразнее выдавать работникам в качестве «головных уборов» береты, которые в полной мере могут обеспечить указанные функции. Выдача «бейсболок» возможна, если существует необходимость еще и в защите от солнечного света.

 

М. В. Лебедева, Минский район: Требуется ли наличие документов, подтверждающих соответствие требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), на средства индивидуальной защиты собственного производства?

 

И. Г. Старовойтов: В соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие данного технического регламента, перед выпуском в обращение должны быть подвергнуты процедуре подтверждения соответствия установленным в нем требованиям безопасности в форме декларирования соответствия или сертификации и иметь документы подтверждения соответствия.

Под «обращением средств индивидуальной защиты» в техническом регламенте понимаются стадии жизненного цикла средств индивидуальной защиты, включающие производство, перевозку, хранение, применение, утилизацию и реализация средств индивидуальной защиты на единой таможенной территории Таможенного союза.

Таким образом, средства индивидуальной защиты собственного производства, проходящие как минимум такие стадии жизненного цикла, как производство, применение, утилизацию, следует рассматривать как средства индивидуальной защиты, выпускаемые в обращение, и перед выпуском в обращение они должны быть подвергнуты процедуре подтверждения соответствия в форме, предусмотренной для них указанным техническим регламентом.

 

А. В. Пупко, г. Заславль: По какой форме в настоящее время следует вести учет выдачи средств индивидуальной защиты работникам?

 

И. Н. Каменецкая: С 25 августа 2019 г. вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2019 г. № 30 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209», в соответствии с которым Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее – Инструкция) изложена в новой редакции.

Инструкцией установлено, что выдача и сдача работниками средств индивидуальной защиты отмечаются в личной карточке учета средств индивидуальной защиты (далее – личная карточка). В связи с развитием электронного документооборота Инструкцией предусмотрено право нанимателя вести учет средств индивидуальной защиты в электронной форме, а также организовать выдачу СИЗ и их сменных компонентов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа по порядку их применения, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования).

При этом Инструкция не устанавливает форму личной карточки, а только определяет сведения, включаемые в нее. Форму личной карточки наниматель определяет самостоятельно.

 

К. С. Вершило, г. Могилев: В организацию прибывает большое количество авто- и железнодорожного транспорта сторонних организаций, водители и машинисты которых не участвуют в разгрузке, а только оформляют сопроводительные документы и подгоняют транспорт с грузом. Надо ли им проводить вводный инструктаж по охране труда согласно п. 46 Инструкции № 175?

 

И. Н. Каменецкая: Порядок проведения вводного инструктажа по охране труда (далее – вводный инструктаж) установлен пунктами 46, 47 и 48 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее – Инструкция).

Пункт 46 Инструкции устанавливает случаи проведения вводного инструктажа по охране труда.

В случае если водители автомобильного транспорта и машинисты железнодорожного транспорта прибывают на территорию иной организации в целях оформления сопроводительных документов и подачи транспортных средств к месту разгрузки (погрузки) и не участвуют в производственном процессе, не привлекаются к работам (оказанию услуг) в этой организации или на ее территории, то проводить вводный инструктаж с ними не требуется.

 

В. А. Барцевич, г. Фаниполь: Вправе ли работодатель проводить освидетельствование на предмет алкогольного опьянения абсолютно всех работников?

 

В. И. Сидорович: Проведение предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения является обязательным в отношении работающих по профессиям или при выполнении работ, предусмотренных перечнем работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, установленным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119 (далее – Перечень). В настоящее время Перечень является исчерпывающим. Законодательство об охране труда не предусматривает право нанимателя расширять Перечень дополнительными профессиями и видами работ. Вместе с тем у нанимателя есть право (при наличии оснований полагать, что работник находится в состоянии алкогольного опьянения) проводить медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения его в состоянии алкогольного опьянения.

 

Е. В. Кондратьева, г. Витебск: Можно ли ввести должность специалиста по охране труда в организации не на полную штатную единицу, а на полставки?

 

И. Г. Старовойтов: Нормы частей первой и четвертой статьи 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» обязывают нанимателя вводить должность специалиста по охране труда в организациях производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек.

При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда.

При решении вопроса о введении должности специалиста по охране труда необходимо учитывать, что организация работы по охране труда и осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда предполагают выполнение специалистом по охране труда трудовых функций в течение полной продолжительности рабочего времени.

Таким образом, в организациях производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек должность специалиста по охране труда должна быть введена на полную штатную единицу, а не на ее долю.

Вместе с тем при реализации права по введению должности специалиста по охране труда в организациях производственной сферы при численности работников менее 100 человек, в организациях других сфер деятельности – менее 200 человек наниматель может ввести такую должность не на полную штатную единицу, а на ее долю (например, 0,5; 0,25).

 

И. И. Глушаков, г. Витебск: Допускается ли на специалиста по охране труда возлагать обязанности по организации работы по пожарной безопасности и гражданской обороне?

 

И. Г. Старовойтов: Исходя из статьи 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», специалисты по охране труда, кроме выполнения своих трудовых функций, могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) под трудовой функцией понимается работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией.

Исходя из статьи 194 ТК, должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом, который разрабатывается в соответствии с квалификационной характеристикой (тарифно-квалификационной характеристикой) должности (профессии), которую занимает работник.

Согласно пунктам 9 и 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1, квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования».

При этом в должностной инструкции работника могут быть изложены как полностью, так и частично трудовые функции, предусмотренные в разделе «Должностные обязанности» квалификационной характеристики соответствующей должности.

По решению нанимателя трудовая функция (должностные обязанности) работника может предусматривать выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности и не требующих изменения квалификации служащего.

Таким образом, законодательство об охране труда не содержит норм, запрещающих возложение на специалиста по охране труда (лицо, на которое возложены обязанности по охране труда) обязанностей по организации работы по пожарной безопасности и гражданской обороне.

 

М. В. Полевчук, г. Минск: Может ли индивидуальный предприниматель, аккредитованный на оказание услуг в области охраны труда, оказывать услуги организациям производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, организациям других сфер деятельности – свыше 200 человек, и может ли он проводить вводный инструктаж по охране труда с работниками этих организаций?

 

И. Н. Каменецкая: В организациях производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек однозначно требуется введение в штат должности специалиста по охране труда. При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку.

Учитывая изложенное, в случае, если в организации требуется введение должности специалиста по охране труда или возможно возложение соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо нанимателя, имеющее необходимую подготовку, заключение договора на оказание услуг в области охраны труда по осуществлению функций специалиста по охране труда исключено.

Согласно части второй пункта 47 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175, вводный инструктаж по охране труда проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности. В микроорганизациях вводный инструктаж может проводиться руководителем организации.

Принимая во внимание, что для осуществления функций специалиста по охране труда может привлекаться индивидуальный предприниматель, аккредитованный на оказание услуг в области охраны труда, а также учитывая часть первую статьи 22 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», им может проводиться вводный инструктаж по охране труда с работниками, если это предусмотрено договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем.

 

П. В. Дроздович: Проблему роста числа погибших или травмированных на производстве обсуждали на заседании Совмина в апреле этого года. Тогда заявлялось в том числе о пересмотре схемы страховых выплат при получении травм на производстве. Почему до сих пор не были введены изменения? Будут ли они введены, какие и когда?

 

П. С. Хвойницкий, г. Береза: Ранее в Минтруда заявляли, что нужно пересмотреть дифференциацию страховых тарифов в зависимости от степени профессиональных рисков. Будет ли это сделано? И когда?

 

И. Г. Старовойтов: Вопросы страхования от несчастных случаев на производстве регулируются указами Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» и от 25 августа 2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования». Внесение соответствующих изменений в названные законодательные акты в части пересмотра схем страховых выплат при получении производственных травм требует тщательной проработки. В целях выполнения решений заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь, на котором рассматривался вопрос производственного травматизма с тяжелыми последствиями, Министерством финансов с заинтересованными проводится соответствующая работа.

 

А. И. Бойко, г. Минск: Расскажите, пожалуйста, когда будет пересмотрен список запрещенных женских профессий. На данный момент в нем 181 профессия,и этот список – наследие Советского союза.

 

И. Г. Старовойтов: Требования к состоянию производственной среды, трудовому процессу, рабочим местам для женщин устанавливают Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда женщин», Гигиенический норматив «Допустимые показатели факторов производственной среды и трудового процесса женщин», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 194 (далее – Санитарные нормы и правила).

В целях пересмотра списка тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, установленного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 35 (далее – Список), в сторону сокращения целесообразно рассмотреть возможность проработки процедуры и критериев увязки ограничительных положений Списка с реальным состоянием условий труда (данными комплексной гигиенической оценки труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, лабораторного контроля за состоянием факторов производственной среды), что позволит принимать решение о возможности применения труда женщин в ряде производств, профессий и работ в каждом конкретном случае. При этом Список может быть пересмотрен после актуализации Санитарных норм и правил с учетом использования современных технологий в трудовых процессах, внедрения новых (менее опасных) технологий.

 

Е. Т. Кондратенко, г. Минск: Добрый день! 1. На сайте Минтруда и соцзащиты было разъяснение, что не все время управления автомобилем у водителей оценивается как фиксированная поза, т. к. организация рабочего места водителя должна обеспечивать поддержание удобной рабочей позы. Оценивать ли по такому принципу фиксированную позу машинистов кранов, водителей погрузчиков, трактористов, у которых, к примеру, не предусмотрена регулировка положения сидений? 2. На предприятии создано новое рабочее место грузчика. Согласно проведенным инструментальным замерам, превышений нет. Предварительный расчет тяжести по количеству перемещаемых грузов соответствует классу 3.1 (однако об этом ничего не сказано в п. 5 постановления 253). Нужно ли проводить аттестацию данного рабочего места? 3. Какие мероприятия по улучшению условий труда можно реализовать при выполнении работ на рабочем месте с ионизирующим излучением (например, рентген-лаборант); биологическим фактором (работа с пациентами); в производственных помещениях с предусмотренной технологической температурой ниже допустимых значений для рабочего места? 4. В итоговом приказе по результатам аттестации прописывается: «… ознакомить работников с результатами аттестации под роспись». При изменении класса условий труда (снижение) нужно ли ознакамливать работников заранее (до утверждения результатов аттестации)? И в какой срок?

 

И. Н. Каменецкая: Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» право застрахованных на получение страховых выплат возникает со дня наступления страхового случая.

Пособие по временной нетрудоспособности, единовременные и ежемесячные страховые выплаты в связи со страховым случаем назначаются и выплачиваются потерпевшему (лицам, имеющим право на получение выплат) страховщиком (Белгосстрахом) на условиях, в размерах и порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Вместе с тем из содержания вопроса усматривается, что речь, вероятно, идет о выплатах, предусмотренных коллективным договором (соглашением), в связи с происшедшим несчастным случаем. В этом случае в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Республики Беларусь потерпевший (член профсоюза) вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам (если она создана в организации), которая рассматривает споры, связанные с применением коллективных договоров, соглашений. Принятое комиссией решение может быть обжаловано работником в суде.

Работник, не являющийся членом профсоюза, имеет право по своему выбору обратиться в комиссию по трудовым спорам либо в суд.

В случае смерти работника в результате несчастного случая на производстве лица, имеющие право на получение страховых выплат, вправе обратиться непосредственно в суд для решения вопроса о своевременности выплат, предусмотренных коллективным договором.

Кроме того, согласно статье 16 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профсоюзы осуществляют общественный контроль за выполнением коллективного договора (соглашения).

1. Определение времени нахождения машиниста крана, водителя погрузчика, тракториста в фиксированной позе осуществляется на основании фотографии рабочего времени, которая формируется с учетом данных, полученных с помощью хронометражных наблюдений в период управления транспортным средством. Если установлено время, когда машинист крана, водитель погрузчика, тракторист при управлении транспортным средством не имеет возможности изменить взаимное положение различных частей тела относительно друг друга (т. е. какое-то время остается абсолютно неподвижным), то его можно рассматривать как время нахождения работника в фиксированной позе. Вместе с тем полагаю, что у машиниста крана, водителя погрузчика, тракториста характер их работы не позволяет им находиться в фиксированной позе.

2. В соответствии с пунктом 51 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (далее – Положение о порядке проведения аттестации), по решению аттестационной комиссии в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, включаются иные рабочие места при условии в том числе наличия на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов производственной среды выше предельно допустимых концентраций и (или) предельно допустимых уровней, обусловленных технологическим процессом, подтвержденных протоколами измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды.

Иных оснований для включения рабочих мест в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, не предусмотрено.

Таким образом, предварительный расчет показателей тяжести трудового процесса по количеству перемещаемых грузов не является основанием для включения рабочего места в данный Перечень, без выполнения других требований пункта 51 Положения. Если расчет является единственным основанием, то проводить аттестацию не требуется.

3. В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывается и реализуется план мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В указанном плане прописываются все возможные меры для снижения воздействия на работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды. Например, к таким мероприятиям можно отнести замену оборудования на более современное для уменьшения времени работы с источником ионизирующего излучения и в производственных помещениях с предусмотренной технологией температурой ниже предельно допустимых значений, вакцинацию, изменение режима работы.

4. В соответствии с пунктом 13 Положения о порядке проведения аттестации работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (карта аттестации рабочего места по условиям труда, итоговый приказ нанимателя) под роспись.

Следовательно, работников ознакамливают с документами по результатам аттестации после их утверждения и в срок, определенный нанимателем.

 

С. В. Петрович: При производственном травматизме пострадавшему или родственникам при его смерти назначается денежная компенсация. Однако организации не всегда выплачивают эти деньги вовремя, порой с большой задержкой. Предпринимает ли Минтруда какие-либо меры, чтобы решить эту проблему?

 

И. Г. Старовойтов: Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» право застрахованных на получение страховых выплат возникает со дня наступления страхового случая.

Пособие по временной нетрудоспособности, единовременные и ежемесячные страховые выплаты в связи со страховым случаем назначаются и выплачиваются потерпевшему (лицам, имеющим право на получение выплат) страховщиком (Белгосстрахом) на условиях, в размерах и порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Вместе с тем из содержания вопроса усматривается, что речь, вероятно, идет о выплатах, предусмотренных коллективным договором (соглашением), в связи с происшедшим несчастным случаем. В этом случае в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Республики Беларусь потерпевший (член профсоюза) вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам (если она создана в организации), которая рассматривает споры, связанные с применением коллективных договоров, соглашений. Принятое комиссией решение может быть обжаловано работником в суде.

Работник, не являющийся членом профсоюза, имеет право по своему выбору обратиться в комиссию по трудовым спорам либо в суд.

В случае смерти работника в результате несчастного случая на производстве лица, имеющие право на получение страховых выплат, вправе обратиться непосредственно в суд для решения вопроса о своевременности выплат, предусмотренных коллективным договором.

Кроме того, согласно статье 16 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профсоюзы осуществляют общественный контроль за выполнением коллективного договора (соглашения).

 

Н. Н. Старжинская, г. Светлогорск: По заключению о несчастном случае со смертельным исходом на производстве признаны виновными 5 человек. По решению суда признан виновным 1 человек. Возможно ли это?

 

В. И. Сидорович: В соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30, по результатам проведенного расследования несчастного случая устанавливаются лица, допустившие нарушения актов законодательства, технических нормативных правовых актов, обязательных для применения, локальных нормативных правовых актов.

К данным лицам может быть применена административная и (или) дисциплинарная ответственность.

Органами Следственного комитета Республики Беларусь также проводится проверка по факту несчастного случая, в ходе которой устанавливается причинно-следственная связь между допущенными нарушениями и последствиями. По результатам проверки в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь выносится постановление о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела в отношении тех или иных лиц.

Решение о виновности лица, допустившего нарушения, приведшие к несчастному случаю, принимается судом.

Таким образом, на практике возможна ситуация, когда к уголовной ответственности привлекаются не все лица, допустившие нарушения.

 

А. Н. Ситько, Гродно: Согласно пункту129 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, съемные грузозахватные приспособления, тара, технологическая оснастка в процессе эксплуатации должны подвергаться техническому осмотру работающим, ответственным за их исправное состояние, в сроки, предусмотренные техническими условиями или эксплуатационными документами. Результаты осмотра необходимо регистрировать в журнале производства работ. Форма журнала производства работ и правила его ведения установлены приложением Б к ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства». 1. В журнале нет раздела для внесения информации об осмотре стропов. В каком разделе журнала необходимо вносить информацию о результатах осмотра? 2. Какую технологическую оснастку необходимо осматривать? 3. Согласно пункту 393 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары по форме, утвержденной этими Правилами. Получается организациям необходимо регистрировать осмотр СГП и тары в журнале производства работ и журнале учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары?

 

И. Н. Каменецкая: В случаях когда съемные грузозахватные приспособления и тара эксплуатируются в соответствии с Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 22 декабря 2018 г. № 66, то они регистрируются в журнале учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары. В остальных случаях – в журнале производства работ (далее – журнал), форма журнала и правила его ведения установлены в приложении Б к ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства». При изготовлении форм журнала допускается вносить в них изменения в части увеличения и уменьшения граф и строк, включения дополнительных строк для удобства размещения необходимой информации.

В соответствии с ГОСТ 3.1109-82 «Единая система технологической документации (ЕСТД). Термины и определения основных понятий» технологическая оснастка – средства технологического оснащения, дополняющие технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса. К технологической оснастки относят режущий инструмент, приспособления, штампы и т. д. Ввиду того, что Правилами по охране труда при выполнении работ при выполнении строительных работ, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 24/33, не определен вид технологической оснастки, которую необходимо осматривать, осмотру подлежит вся технологическая оснастка.

 

А. Н. Ситько, г. Гродно: Согласно пункту32 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, производственные территории, участки работ и рабочие места должны быть обеспечены видеонаблюдением, необходимыми средствами коллективной защиты работающих, первичными средствами пожаротушения, а также средствами связи, сигнализации и другими техническими средствами обеспечения безопасных условий труда в соответствии с обязательными требованиями технических нормативных правовых актов. Где найти определение термина «видеонаблюдение»? Какие требования к организации видеонаблюдения на рабочих местах?

 

И. Н. Каменецкая: Исходя из определения, приведенного в Википедии, видеонаблюдение – процесс, осуществляемый с применением оптико-электронных устройств, предназначенных для визуального контроля. В соответствии с Правилами по охране при выполнении строительных работ, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 24/33, видеонаблюдение устанавливается на строительных объектах в целях более действенного контроля за соблюдением работниками требований охраны труда, трудовой и производственно-технологической дисциплины. Наниматель самостоятельно устанавливает требования к организации видеонаблюдения на объекте.

 

А. Н. Ситько, г. Гродно: Согласно пункту155 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, наниматель назначает ответственного за своевременность смены рабочего оборудования, его смазки, заточки, ремонта и исправления, а также регулировки, смены частей или ремонта механизмов. Согласно данному пункту. организация должна назначить работника, который будет следить за всеми, у кого в работе находятся сверла, и он будет отвечать за своевременность их заточки и смены?

 

И. Н. Каменецкая: Согласно пункту 155 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 24/33, наниматель назначает ответственного за своевременность смены рабочего оборудования, его смазки, заточки, ремонта и исправления, а также регулировки, смены частей или ремонта механизмов. Данное требование корреспондируется с требованием пункта 175 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70, в соответствии с которым за техническое состояние пневматического инструмента, его обслуживание, ремонт, смазку, регулировку и контроль параметров шума и вибрации отвечают уполномоченные лица.

 

А. Н. Ситько, г. Гродно: Согласно пункту142 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, средства подмащивания и лестницы в процессе эксплуатации должны осматриваться линейным руководителем работ не реже чем через каждые 10 дней и ежесменно – работающим, на которого возложены обязанности по осмотру средств подмащивания и лестниц. Результаты осмотра записываются в журнал приемки и осмотра лесов и подмостей. 1. Можно ли возлагать обязанности по осмотру средств подмащивания и лестниц на рабочего? Какая должна быть у него квалификация и необходимо ли проводить его обучение? 2. Для чего проводить ЕЖЕДНЕВНЫЙ осмотр лестниц и средств подмащивания с регистрацией в журнале? Это большой объем работы и лишняя бумажная волокита. 3. Почему осмотр лестниц необходимо регистрировать в журнале осмотра лесов?

 

И. Н. Каменецкая: Требования по осмотру средств подмащивания и лестниц в процессе эксплуатации, в том числе ежесменному осмотру, регистрации осмотра лестниц в журнале приемки и осмотра лесов и подмостей изложены в ТКП 45-1.03-40-2006 «Безопасность труда в строительстве. Общие требования», на основании которого были разработаны Правила по охране труда при выполнении строительных работ, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 24/33. Требование к квалификации работника, на которого возложены обязанности по осмотру средств подмащивания и лестниц, Правилами не установлено. К таким работникам можно отнести бригадиров либо работников, работающих по профессии, которые в установленном порядке прошли инструктаж по охране труда по профессии и (или) виду работ (например, инструктаж по охране труда при выполнении работ на высоте).

 

А. Н. Ситько, г. Гродно: Согласно пункту 3 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, леса – многоярусная конструкция, предназначенная для организации рабочих мест на разных горизонтах; строительные леса – многоярусная конструкция, предназначенная для организации рабочих мест на разных горизонтах. Разъясните, пожалуйста, отличия этих двух терминов.

 

И. Н. Каменецкая: В терминологических стандартах, иных технических нормативных правовых актах встречаются термины «леса» и «строительные леса». При внесении изменений в Правила по охране труда при выполнении строительных работ, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 24/33, будет внесено соответствующее изменение, исключающее один из терминов.

 

А. Н. Ситько, г. Гродно: Согласно пункту88 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, здания и помещения бытового назначения на строительной площадке должны оборудоваться водопроводом, канализацией, электрическим освещением, отоплением и вентиляцией. Как обеспечить мобильные инвентарные здания водопроводом и канализацией, если работы ведутся вдали от таковых – в поле, например.

 

И. Н. Каменецкая: В пункте 88 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 24/33, речь идет о стационарных зданиях и помещениях.

 

И. А. Пикуза, г. Мозырь: Добрый день. На предприятии имеется список работников освобожденных от первичного и повторного инструктажа. Однако есть инструкции по охране труда при работе на компьютере, с вычислительной и множительной техникой, при этом, те кто освобожден от инструктажа, пользуются и компьютерами, и множительной и вычислительной техникой. Что делать? Менять список освобожденных или не проводить с ними инструктажи? Заранее спасибо.

 

И. Н. Каменецкая: Право руководителя организации освободить работников от первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте и повторного инструктажа по охране труда (далее – первичный и повторный инструктаж), предусмотренное пунктом 55 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175, ограничено в отношении работников, выполняющих работы с повышенной опасностью.

Использование по назначению персональных электронных вычислительных машин (персональных компьютеров) (далее – ПЭВМ) и периферийных устройств (принтеры, сканеры, клавиатуры, модемы внешние, блоки бесперебойного питания и другое) не предполагает выполнение работ с повышенной опасностью.

Одновременно требования к ПЭВМ и периферийным устройствам установлены Санитарными нормами и правилами «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 59 (далее – СанПиН). Например, продолжительность непрерывной работы с ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов (пункт 107 СанПиН). Регламентированные перерывы устанавливаются в зависимости от продолжительности рабочего дня (смены), вида и категории трудовой деятельности с ПЭВМ для работника.

Инструктаж по охране труда проводится в целях ознакомления работающих с ПЭВМ с этими нормами, периодического напоминания о необходимости их соблюдения.

Учитывая изложенное, решение о проведении первичного и повторного инструктажа принимается руководителем организации. Для решения вопроса о целесообразности проведения первичного и повторного инструктажа необходимо исходить из функциональных (должностных) обязанностей работающих, учитывать характер и режим их работы, организацию рабочих мест.

Таким образом, если работа с ПЭВМ является основной работой, предусмотренной должностными обязанностями работника (например, инженер-программист (программист)), усматривается необходимость проведения первичного и повторного инструктажа.

В случае если эксплуатация ПЭВМ не является основной функциональной (должностной) обязанностью работающего, характер выполняемой им работы не предполагает установления регламентированных перерывов, а также отсутствуют превышения предельно допустимых уровней вредных и (или) опасных производственных факторов, руководителем организации может быть принято решение об освобождении от первичного и повторного инструктажа. Соответствующие профессии и должности работающих включаются в перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного и повторного инструктажа.

В случае освобождения от прохождения первичного и повторного инструктажа работников, занятых с ПЭВМ, полагаем необходимым ознакомить их с требованиями, которые им следует соблюдать, при проведении вводного инструктажа по охране труда.

 

Д. В. Пачко, г. Иваново: Согласно пункту 9. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2002 г. № 260, молоко выдается работнику по 0,5 литра за рабочий день (смену) независимо от его продолжительности при фактической занятости в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах согласно перечню организации не менее половины продолжительности рабочего дня (смены), установленной законодательством. Скажите, как это трактовать. Недавно пришлось столкнуться с такой трактовкой: неважно, сколько времени ты контактируешь с вредным веществом из перечня, если отработал не менее половины продолжительности рабочего дня (например, половина ставки) – положено бесплатное молоко. Разъясните, пожалуйста. Заранее спасибо.

 

И. Н. Каменецкая: Обращаем внимание, что приведенная Вами норма предусматривает выдачу работнику молока по 0,5 литра за рабочий день (смену) независимо от его продолжительности при фактической занятости в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах согласно перечню профессий и категорий работников, занятых в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах, дающих право на обеспечение молоком организации (далее – перечень организации), не менее половины продолжительности рабочего дня (смены), установленной законодательством.

Например, при 8-часовом рабочем дне работник будет иметь право на бесплатное обеспечение молоком при условии фактической занятости в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах согласно перечню профессий и категорий работников, занятых в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах, дающих право на бесплатное обеспечение молоком (далее – перечень организации) не менее 4 часов.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в вашем случае работник принят не на полную штатную единицу, а на ее долю (0,5), он будет иметь право на бесплатное обеспечение молоком только в случае фактической занятости в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах согласно перечню организации на протяжении всей этой смены (с учетом приведенного выше примера, не менее 4 часов).

 

А. Н. Ситько, г. Гродно: Согласно пункту31 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, окончание подготовительных работ на строительной площадке должно быть принято по акту о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства, оформленному по форме согласно приложению 6. Форма акта о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства (реконструкции, сноса) зданий и сооружений установлена приложением А к ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства» (ТНПА обязательный для применения). Формы акта в Правилах по охране труда при выполнении строительных работ и в ТКП отличаются. Зачем оформлять два акта на один вид работ?

 

И. Н. Каменецкая: На выполнение строительных работ необходимо оформлять акт-допуск для производства строительно-монтажных работ на территории организации по форме, установленной в Правилах по охране труда при выполнении строительных работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 24/33.

 

А. Н. Ситько, г. Гродно: Согласно пункту126 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, работающие, эксплуатирующие средства механизации, технологическую оснастку, приспособления и ручные машины, до начала работ должны быть обучены безопасным методам и приемам работ с их применением. Как проводить данное обучение и где его отражать?

 

И. Н. Каменецкая: Обучение работающих безопасным методам и приемам работы осуществляется при проведении с ними инструктажа по охране труда, стажировке по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175. Определение терминов «инструктаж по охране труда» и «стажировка по вопросам охраны труда» установлены в статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране труда».

 

А. Н. Ситько, Гродно: Правила по охране труда при выполнении строительных работ получились откровенно «сырыми», с множеством ошибок. Планирует ли Министерство труда приостановить их действие и доработать с учетом мнения практиков, профессиональных союзов и специалистов?

 

И. Г. Старовойтов: Подготовка проекта Правил по охране труда при выполнении строительных работ (далее – Правила) осуществлялась с учетом требований по охране труда, изложенных в технических нормативных правовых актах, регулирующих требования безопасности при выполнении различных видов строительных работ. В разработке проекта Правил принимали участие специалисты Министерства архитектуры и строительства, практики. Вместе с тем с учетом практики применения в Правила могут вноситься изменения.

 

Все новости
Опрос

Считаете ли вы необходимым привлечение работников к административной ответственности за несоблюдение требований по охране труда?

Категория: опрос, Всего голосов: 166