Размер шрифта: А А А
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения: Выкл Ч/б Цвет
Настройка:
Межбуквенное расстояние: Стандартное Увеличенное Большое
Вернуть стандартные настройки
Выйти из режима для слабовидящих
Закрыть
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА:  info@otsz.by
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:

Название журнала для выборки

ТЕЛЕФОН РЕДАКЦИИ:
+375 17 203 19 97
Скачать ознакомительный номер «Охрана труда и социальная защита»

Социальная политика: приоритеты и перспективы

05 Января 2018

Накануне профессионального праздника – Дня работников социальной защиты – Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь И. А. Костевич рассказала представителям республиканских СМИ о приоритетах социальной политики в 2018 г., а также о Национальном плане действий по реализации Конвенции о правах инвалидов.

По словам Министра, среди приоритетов в наступившем году – помощь семьям с детьми. В семье должно быть двое и трое детей, поэтому и государственная политика в ближайший и последующие годы будет выстраиваться с расчетом на поддержку многодетных семей.

Сегодня в Беларуси действует 11 видов пособий, в том числе по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. В мире не так много стран, которые находят возможности выплачивать пособие на такой период в размере 35–40 % от среднемесячной заработной платы. Ежегодно на детские пособия в Беларуси расходуется примерно 2 % от ВВП.

При этом в прошлом году продолжилось совершенствование законодательства, касающегося выплат государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

«Так, мамам, которые воспитывают и ухаживают за детьми-инвалидами, предоставлено право работать в режиме неполной занятости. При этом они получают пособие по уходу за ребенком. Это хорошая возможность для мам не потерять свою квалификацию и иметь дополнительный заработок. Что касается минимальных норм пособия, которое получали женщины по беременности и родам, то они также претерпели изменения – ныне введены доплаты», – напомнила И. А. Костевич.

Еще одна важная позиция – программа семейного капитала, которая вступила в силу в 2015 г. Ныне в стране открыто 46 тыс. семейных депозитных счетов на сумму 460 млн долларов.

Работает ли семейный капитал? В ответ на этот вопрос И. А. Костевич отметила: относительно 2014 г. рост многодетных семей составил более 20 %. Это свидетельство того, что данная норма дала положительный эффект.

Если говорить о социальном обслуживании, то оказались по-настоящему востребованными няни по уходу за малолетними детьми. Бесплатные услуги няни предоставляются семьям, которые воспитывают двойню или тройню, а также отдельным категориям семей, воспитывающим детей-инвалидов. В 2017 г. услугами таких социальных нянь в Беларуси воспользовалось более 2 тыс. семей.

Вызвала интерес такая услуга, как социальная передышка. К примеру, у семей, которые воспитывают детей-инвалидов, появилась возможность на 28 дней определить ребенка в дом-интернат. В результате ребенок имеет возможность поменять среду и пообщаться со своими сверстниками, а родители за это время могут решить свои бытовые вопросы, да и просто немного передохнуть. В 2017 г. услугой социальной передышки воспользовались более 40 белорусских семей.

Кроме того, для семей с детьми предусмотрены налоговые льготы и поддержка при строительстве жилья. В 2017 г. вышел 240-й Указ, который предусматривает субсидии на покрытие основного долга и субсидии по кредитам. Также стоит заметить: существуют льготы по предоставлению лекарств, ряд других преференций.

Старение населения – демографический вызов не только для нас, но и для многих стран мира. В Беларуси действует 70 государственных домов-интернатов для престарелых людей и инвалидов – в них нашли приют почти 17 тыс. человек. Здесь они получают комплексную помощь по всем направлениям, включая медицинскую, психологическую и социальную. Действующая система территориальных центров социального обслуживания позволяет обеспечивать минимальный социальный стандарт.

На сегодняшний день на учете в территориальных центрах страны состоит почти 2 млн человек, нуждающихся в поддержке государства. В данных центрах функционируют отделения дневного пребывания, куда пожилые люди приходят и занимаются в различных кружках. Для одиноких пожилых людей созданы отделения круглосуточного пребывания, где на протяжении ряда месяцев для них налажен соответствующий уход, обслуживание и питание.

Важным направлением, по оценке Министра, стала реализация государственного социального заказа. В стране есть ряд некоммерческих государственных организаций, которые наряду с территориальными центрами социального обслуживания оказывают услуги нуждающимся гражданам.

Законодательная база позволяет развивать государственный социальный заказ. В 2017 г. действовало более 50 договоров по оказанию социальных услуг негосударственными некоммерческими организациями. С учетом роста количества пожилых граждан данное направление, очевидно, получит активное развитие.

Как отметила И. А. Костевич, в этом отношении у Министерства есть серьезный партнер – Красный Крест, который также помогает нуждающимся гражданам. В рамках данного заказа государство выделяет субсидии: в 2017 г. они составили 450 тыс., а на 2018 г. предусмотрено 580 тыс. рублей.

Важная категория граждан нуждающихся в поддержке, – это инвалиды. В стране почти 6 % населения – люди с ограниченными физическими возможностями.

«На сегодняшний день в нашей стране насчитывается более 560 тыс. инвалидов, – сказала Министр. – Нужно создать возможности для того, чтобы человек с инвалидностью мог получить образование, был конкурентным на рынке труда, чтобы общество реально воспринимало такого человека как равного себе».

В 2015 г. Республика Беларусь подписала, а в 2016 г. ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В июне 2017 г. утвержден Национальный план действий по реализации положений Конвенции. С учетом этих требований в 2018 г. будет совершенствоваться законодательство.

В частности, будут скорректированы три закона: «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «Об архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь». Планируется введение административной ответственности для юридических и должностных лиц за уклонение от исполнения требований, направленных на создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Законодательно будет закреплена норма о выделении и использовании парковочных мест для автомобилей инвалидов.

Продолжатся работы по обустройству пандусов, расширению дверных проемов на входе и внутри зданий, установке поручней более чем в 670 объектах. Для обеспечения информационной доступности для людей с нарушениями слуха планируется адаптировать 837 часов телевизионного продукта.

Завершилась работа по совершенствованию системы обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации. За инвалидами III группы и детьми в возрасте до 18 лет, не признанными инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в средствах реабилитации, закреплено право на льготное обеспечение такими средствами. Отрегулирован порядок обеспечения инвалидов III группы и детей средствами реабилитации, в том числе предусмотрено, что указанные граждане за обеспечением протезно-ортопедическими изделиями обращаются в РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (БПОВЦ) и его филиалы, за обеспечением средствами реабилитации медицинского назначения – в организации здравоохранения.

Инвалидам III группы предоставлено право на бесплатное изготовление протезов (ортезов) верхних и нижних конечностей в условиях стационара БПОВЦ (до 1 июля 2017 г. такое право не предоставлялось).

В 2018 г. планируется дополнить Государственный реестр новыми наименованиями средств реабилитации, в частности, расширить номенклатуру протезно-ортопедических средств реабилитации (бандажи, обтураторы, чулки-ползунки и др.), которыми будут обеспечиваться инвалиды III группы и дети в возрасте до 18 лет, не признанные инвалидами, но нуждающиеся по медицинским показаниям в таких средствах реабилитации.

В ближайшие годы будет внедрен механизм определения доступности объектов и адаптации услуг. Готовятся рекомендации, которые помогут организациям ориентироваться, насколько доступны их объекты и услуги. Будет расширен и перечень социальных услуг, направленных на самостоятельное проживание инвалидов, а также изучена возможность введения персонального ассистента для человека с инвалидностью, установления квот для организаций при приеме на работу инвалидов, внедрения персонального бюджета для данной категории граждан.

И. А. Костевич обратила внимание, что из общего количества людей с инвалидностью более 180 тыс. – трудоспособного возраста, и треть из них уже работает. Поэтому задача – максимально оказать содействие тем, кто хочет трудиться.

Национальный план действий на 2017–2025 годы предусматривает различные мероприятия, включая изучение возможности установления квот для организаций по приему на работу инвалидов, законодательное закрепление статуса социального предприятия, разработку мер по государственной поддержке социальных предприятий. Кроме того, будут внесены изменения в законодательство, устанавливающие запрет на дискриминацию по признаку инвалидности, включая прием на работу, ее сохранение, а также продвижение по службе.

Ю. А. Бествицкий, otsz.by

Все новости
Новости
Читать все новости